Категории

Подбор гребного винта

Гребной винт и его основные характеристики
 
     Диаметр гребного винта – это диаметр воображаемой окружности, описываемой лопастями гребного винта. Диаметр всегда указывается на первом месте и измеряется в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм). Гребной винт с характеристиками 14" х 19" имеет диаметр 14 дюймов или 355,6 мм.
     Шаг гребного винта – это воображаемое расстояние, которое винт прошел бы в плотной среде за один оборот. Шаг всегда указывается на втором месте и также измеряется в дюймах. Гребной винт с характеристиками 14" х 19" имеет шаг 19 дюймов (или 482,6 мм).
     Шаг гребного винта напрямую зависит от угла наклона его лопастей. Шаг гребного винта является основной характеристикой, влияющей на скорость движения судна и частоту вращения коленчатого вала подвесного мотора.
 
 
     Гребные винты, предназначенные для одной и той же модели подвесного мотора, обычно имеет неизменный (или незначительно изменяющийся) диаметр и изменяющийся в широком диапазоне шаг. Подбор гребного винта состоит в том, чтобы выбрать винт с шагом, обеспечивающим работу подвесного мотора в оптимальном диапазоне оборотов. При этом следует помнить следующее правило: при увеличении шага гребного винта скорость судна будет увеличиваться, а обороты мотора – уменьшаться (и наоборот).
     Обычно "скоростным" называют винт, который имеет бОльший шаг по сравнению с вашим текущим винтом. Такой винт обеспечивает бОльшую скорость движения (при достаточной мощности мотора), но худший разгон и медленный выход на глиссирование.
А "грузовым" будет винт, который имеет меньший шаг относительно вашего текущего винта. Такой винт развивает большую тягу, быстрый вход на глиссирование, но максимальная скорость лодки с ним будет ниже.
 
Подбор гребного винта
 
     Следует придерживаться такой последовательности действий при выборе гребного винта:
1. Откройте руководство по эксплуатации Вашего подвесного мотора и найдите диапазон его оптимальных оборотов (он также может быть указан на идентификационной наклейке на самом моторе и обозначен как «W.O.T.» (wide open throttle), что означает «обороты при полностью открытой дроссельной заслонке»). Если гребной винт подобран верно, то ваш подвесной мотор будет работать в указанном диапазоне оборотов при полностью открытом дросселе.
 
2. Пройдите по акватории два раза (в противоположных направлениях, чтобы компенсировать возможное влияние ветра и волны), развив установившуюся скорость движения при полностью открытом дросселе. Отметьте частоту вращения коленчатого вала мотора. Вычислите среднее арифметическое значение оборотов.
 
3. Среднее арифметическое значение оборотов должно находиться примерно посередине диапазона оптимальных оборотов (W.O.T.).
 
4. Если полученное среднее арифметическое значение превышает диапазон W.O.T. (мотор развивает чрезмерно высокие обороты), следует выбрать гребной винт с большим шагом. И наоборот.
 
5. Изменение шага гребного винта на 1 дюйм приводит к изменению оборотов мотора на 150-200 об/мин.
 
Пример:
Мотор Mercury М40EO.
Диапазон оптимальных оборотов мотора: 4500 – 5500 об/мин.
Фактические обороты мотора при движении судна: 4200 об/мин.
Вывод: на моторе установлен гребной винт с чрезмерно большим шагом, шаг необходимо уменьшить как минимум на 3-4 дюйма. При этом обороты мотора должны увеличиться на 700 - 1000 об/мин и достичь значения 4900 – 5200 об/мин.
 
Внимание: не следует стремиться, чтобы реальные обороты мотора были равны максимальным. Любой производитель для того и дает информацию о диапазоне рекомендуемых оборотов, чтобы частота вращения могла  немного варьироваться. Стремление к максимальным оборотам может привести к повышенному расходу топлива, а также может легко перейти в "перекрут" при уменьшении загрузки лодки. А "перекрут" (увеличение реальных оборотов мотора больше максимально рекомендуемых) чреват низкой эффективностью работы винта, снижением скорости, чрезмерным расходом топлива и снижением ресурса работы мотора.
 
Основные закономерности для различных типов винтов
 
●  уменьшая или увеличивая шаг гребного винта, можно достичь изменения оборотов мотора, улучшения разгона или увеличения максимальной скорости. Общие правила таковы:
    - больше шаг - больше скорость, хуже разгон, медленнее выход на глиссирование. В простонародье винт с большим шагом называют скоростным.
    - меньше шаг - меньше скорость, лучше разгон, быстрее выход на глиссирование. В простонародье винт с малым шагом называют грузовым или тяговым.
    - больше диаметр - больше тяга, лучше разгон, лучше работа на тяжелогруженной лодке. Но меньше скорость.
    - меньше диаметр - хуже тяга, медленней разгон, лучше работа на легкой лодке. И выше скорость.
 
●  4-лопастной гребной винт обеспечивает лучшую тягу, более быстрый разгон, меньший уровень вибраций, лучшую управляемость и несколько меньшую максимальную скорость по сравнению с 3-лопастным винтом. Дополнительная лопасть 4-лопастного винта обеспечивает дополнительное сопротивление вращению, поэтому при замене 3-лопастного винта на 4-лопастной следует уменьшать его шаг на 1 дюйм.
 
●  описанная выше ситуация имеет место при установке 5-лопастного винта вместо 4-лопастного или 3-лопастного.
 
●  установка гребного винта с бОльшим диаметром приводит к уменьшению оборотов двигателя, улучшению тяги, разгона и ускорения выхода на глиссирование. Винты для большим диаметром следует использовать на тяжелях лодках, при буксировке воднолыжника, ватрушки, а также при большом передаточном числе редуктора (более чем 2,00:1). У разных производителей такие моторы могут называться Enduro, BigFoot, Command Thrust и т.п.
 
●  стальной винт обеспечит лучший разгон и более высокую максимальную скорость по сравнению с алюминиевым. Всё это достигается за счет большей жесткости лопастей и их меньшего прогиба под нагрузкой. Однако, при наезде на препятствие алюминиевый винт согнется или сломается, приняв на себя большую долю ударной нагрузки. Стальной винт при ударе передаст нагрузку на компоненты редуктора, что чревато их поломкой.
 
● любой винт имеет проворачивающуюся при ударе втулку. Втулки бывают пластиковые (обычно используются для моторов мощностью 40 л.с. и более) и резиновыми, используемыми в маломощных моторах до 30 л.с. Крепежные втулки являются сменными и одноразовыми. После проворачивания втулки следует заменить её для сохранения ходовых качеств судна на должном уровне.

● любой винт со сменной втулкой является универсальным и подходит на мотор ЛЮБОЙ марки: Mercury, Yamaha, Suzuki, Honda, Tohatsu и т.п. Для адаптации винта к мотору определенной марки нужно лишь поменять его крепежную втулку. Некоторые винты адаптированы сразу для нескольких марок: Mercury и Tohatsu, Yamaha и Honda и так далее.

© Mercury Mag, 2013 - аксессуары для мототехники

+7 (925) 116-01-48 ● mercury-mag@mail.ru

Яндекс.Метрика